Марк и Пэтти Веклер: Как слышать голос Божий - Глава 1. Стремление услышать голос Божий

Марк и Пэтти Веклер: Как слышать голос Божий - Глава 1. Стремление услышать голос Божий

Глава 1
Стремление услышать голос Божий

Надо сказать, что я не всегда стремился услышать голос Божий. Я принял Господа, когда мне было пятнадцать лет. В то время моим самым большим желанием было изучать Слово Божье. Иными словами, я стремился стать «библейским мужем», т. е. человеком, живущим согласно библейским принципам. Жажда познания Слова была сильна и поистине неутолима. Казалось, ничто не могло утолить ее. Спустя три года, заручившись поддержкой родителей, я поступил в христианский колледж (Roberts Weslean College) на факультет религии и философии, что давало мне возможность получения степени бакалавра искусств. Учеба в колледже приносила мне много радости, поскольку способствовала углубленному изучению Библии. Стремление стать «библейским мужем» стало постепенно осуществляться. Серьезно читая и изучая Библию, я составлял краткое изложение каждой книги Библии и пытался изобразить графически события, происходящие в них. Будучи молодежным пастором методистской (уэслианской) церкви, я имел возможность преподавать Библию молодым людям.

Такие понятия, как практический, библейский, логический всегда привлекали меня. Мое детство прошло на молочной ферме, принадлежавшей нашей семье. Родители, впрочем, как и другие тамошние сельские жители, придерживались строгих консервативных взглядов. Так у меня сформировался простой, практический и весьма консервативный подход к жизни. Придя к Господу, я сразу же примкнул к очень консервативной баптистской церкви и вскоре почувствовал, что мое призвание – стать пастором. До этого я всегда хотел стать фермером, поскольку мне доставлял удовольствие простой уклад жизни на селе и работа на молочной ферме. Несмотря на то, что это был тяжелый труд, всегда было радостно видеть его плоды в конце долгого рабочего дня.

Таким образом, в глубине моей души зародилось горячее желание практически и по-деловому претворить Божье Слово в жизнь. По мере изучения Библии и ее преподавания другим людям, я начал осознавать, что голос Божий или, слово Господа, как называли его пророки, является живой и последовательной темой в Писании. Я заметил, что в книгах, начиная от Бытия и заканчивая Откровением, мужчины и женщины слышали обращенный к ним голос Божий. Это открытие вызвало во мне неутолимую жажду услышать голос Божий в своем сердце. Наряду со стремлением стать библейским мужем я также испытывал горячее желание быть духовным человеком, понимающим пути Святого Духа.

Стремясь услышать голос Божий, я прислушивался к нему в глубине сердца, с нетерпением ожидая того момента, когда внутри сознания отчетливо прозвучит голос Божий, обращаясь ко мне со словами: «Здравствуй, Марк. Это Я – Бог». Я не сомневался в том, что у Него будет глубокий, звучный бас. Может быть, в тот момент сверкнет молния, подует сильный ветер и задрожат стекла в окнах. И я, конечно, сразу же вскочу на ноги в полной готовности исполнить все, что Он мне повелит.

Но ничего подобного так и не произошло. Все мои попытки распознать в глубине сердца голос Божий были тщетны. Я слышал лишь свои повседневные мысли. Они проносились в сознании, сменяя друг друга, а иногда даже перерастали в грезы. Бывали случаи, когда я, так и не дождавшись отклика свыше, просто засыпал, мучаясь потом угрызениями совести.

Все это чрезвычайно огорчало меня. Я недоумевал, почему молитва не имела эффективного действия в моей жизни. Уделяя пристальное внимание чтению Слова, я полагал, что мне удастся добиться цели и услышать голос Божий. Так за один присест я «проглатывал» целые книги Библии. Но это так и не помогло мне услышать долгожданный тихий, внутренний голос. Тогда я решил поститься, проводя в посте дни и недели напролет. Но услышать Его голос в сердце мне так и не удавалось.

В глубине души я надеялся, что окончив христианский колледж, наряду с дипломом приобрету способность слышать голос Божий. Но мне по-прежнему не удавалось услышать ничего, кроме своих блуждающих мыслей. Внутренний голос по-прежнему не звучал в глубине сердца. Советы других людей и библейское учение так и не помогли мне услышать заветный голос!

Став пастором, я надеялся, что способность слышать голос Божий просто приложится к посвящению в духовный сан. Ведь невозможно же быть пастором, не умея при этом слышать Бога! Однако посвящение в духовный сан не изменило положения вещей. Горько осознавая тщетность всех своих усилий, я уже начал впадать в уныние.

И тогда я вновь обратился к Писанию, чтобы убедиться в том, что люди Божьи действительно слышали голос Божий. Писание снова ясно показало, что начиная от Бытия и заканчивая Откровением, дети Божьи получали от Бога обетования, когда Он обращался к ним. Писание содержит несколько сотен стихов, подтвердивших эту истину моему сердцу.

«И услышали голос Господа Бога…» (Быт. 3:8)

«И сказал Господь Авраму…» (Быт. 12:1)

«Господь сказал (Моисею)…» (Исх. 4:11)

«Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа, Бога твоего…» (Втор. 28:1)

«…Господь сказал Иисусу, сыну Навину…» (Иис. Н. 1:1)

«И сказал мне (Исаие) Господь…» (Ис. 8:1)

«Слово, которое было к Иеремии от Господа…» (Иер. 7:1)

«Было слово Господне к Иезекиилю…» (Иез. 1:3)

«Я (Иисус) ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу…» (Ин. 5:30)

«Дух сказал мне (Петру), чтоб я шел с ними…» (Деян. 11:12)

«…они (Павел и Сила) не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии». (Деян. 16:6)

«Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога живого…и к Ходатаю нового завета… Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего…» (Евр. 12:22, 24, 25)

«Я (Иоанн) был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: …То, что видишь, напиши в книгу…» ( Отк. 1:10, 11)

Просто невозможно было поверить в то, что Бог мог прекратить разговаривать со Своими детьми, особенно, если они, как это было в моем случае, горячо стремились услышать Его. Я полагал, что жажду слышать голос Божий заложил во мне Он Сам.

Приблизительно в это же самое время Господь милостиво послал в мою жизнь одного служителя, который также трудился на ниве Божьей в нашей общине. Этот человек был способен отчетливо слышать голос Божий и передавать его окружающим в виде чудесного пророчества, поражавшего своей чистотой, силой и точностью выражения. Я решил узнать у него, каким образом ему удается слышать голос Божий, полагая, что он посоветует мне, как успешно установить полноценный молитвенный диалог с Господом.

Я пытался извлечь из общения со служителем подлинное понимание вопроса, который не давал мне покоя, и получить от него руководство к действию Он терпеливо делился со мной опытом, но так и не сумел мне помочь. Вскоре я осознал, что он обладает врожденной интуицией, и ему легко удается слышать голос Божий. Мой же аналитический склад ума препятствует пониманию подобного интуитивного потока общения с Богом. Будь моя воля, я бы постигал божественный мир при помощи подробной карты с инструкциями! Упомянутый мною служитель кратко выразил уверенность в своей способности слышать голос Божий: «Я просто знаю то, что знаю…»

Нечто подобное  до него мне говорили многие другие люди, испытавшие благословенное общение с Господом. Впрочем, их энтузиазм мало мне помогал. Подобные духовные переживания тогда казались мне непостижимыми. В такие моменты я чувствовал себя еще более обескураженным, чем в начале поиска. Казалось, исчерпаны все пути к открытию сокровенной тайны общения с Господом.

В полном отчаянии я решил проверить последнее возможное препятствие на пути установления общения с Богом. Я задался целью убедиться в своем спасении и очень быстро пришел к положительному выводу. Ведь я покаялся и исповедался в своих грехах, Христос вошел в мою жизнь, став для меня Господом и Спасителем. Старейшины церкви возложили на меня руки, чтобы я принял Святого Духа. И, конечно, я принял водное крещение, твердо верил в то, что Библия является бесспорным Словом Божьим, и придерживался всех истин евангельского богословия.

Итак, я действительно получил спасение. Так в чем же тогда была проблема? Может быть, я прилагал слишком много усилий, пытаясь разрешить поставленную задачу чрезмерно практическим подходом к ней? А, может быть, я ждал слишком многого от христианства? Не лучше ли мне было довольствоваться уже тем, что я имел, как делают другие христиане? В конце концов, у меня есть Библия, нужно ли мне вообще уметь слышать голос Божий в глубине сердца? Порядком устав, я был близок к полному эмоциональному и умственному истощению. Испробовав все пути достижения заветной цели, я так и не добился желаемого результата. Я внимательно прислушивался, но Его голос по-прежнему не звучал в глубине сердца. Конечно, я не пытался встать на путь лжи, притворяясь, что слышу голос Божий. Пришлось признать, что он пока не звучит в моем сердце.

Вскоре нашу церковь посетил хорошо известный в США преподаватель Библии, чье служение вызывало у меня глубокое уважение. Послушав его проповедь, я обратился к нему с вопросом: «Как вам удается услышать голос Божий в глубине сердца?»

Его ответ удивил меня: «То, что люди называют голосом Божьим, в действительности представляет собой просто скрытое, неосознанное словесное проявление духовного разума». Иными словами, подобного явления вовсе не существует. С одной стороны, мне хотелось согласиться с этим утверждением. Ведь в таком случае отсутствие несуществующего дара не являлось признаком ущербности духовной жизни. Но затем я вспомнил старейшину из нашей церкви и других людей, обладавших чудесным даром пророчества, основанного на Слове Божьем. К тому же я знал, что духовный голод в сердце можно насытить только полноценным двусторонним общением со Всемогущим Богом.

Я благодарен Богу за то, что Его рука ведет нас даже в тот момент, когда мы этого совершенно не осознаем. В то время, как я отчаянно искал истину, Он вел меня шаг за шагом.

Многие из этих шагов были или незаметны, или казались несущественными, или воспринимались как благоприятное стечение обстоятельств. Но сегодня, оглядываясь назад, я отчетливо вижу, как моими поступками руководила рука Божья. В то время, когда я испытывал неудачи, уныние и смятение, Он обращал все отрицательные переживания во благо.

Четыре  ключа

Духовный прорыв начался тихо и едва заметно. Как-то раз я и моя жена Пэтти отправились в близлежащий городок на собрание верующих, проходившее в евангелизационной палатке, а затем рассматривали разложенные на столах книги для продажи. Мое внимание привлекла книга, посвященная внутреннему исцелению, автором которой был Майкл Сканлан. В то время служение внутреннего исцеления только начиналось, и я почти ничего не знал о нем. Я купил ту книгу и получил истинное благословение, читая ее. Книга навела меня на размышления о моей жене и других верующих людях, переживших глубокие эмоциональные травмы и не получивших помощи посредством душепопечительства. Возможно, внутреннее исцеление – это ответ на их нужды. Спустя некоторое время мы с Пэтти побывали на собрании, посвященном внутреннему исцелению, которое проводили пасторы Деннис и Мэтью Линн. Мы посвятили много времени обсуждению богословских вопросов. И в ходе дискуссий Бог вновь обратил мое внимание на важную роль снов и видений в жизни духовно зрелого христианина.

Именно там я купил много книг, написанных пасторами Линн. В одной из книг приводилась ссылка на книгу довольно либерального автора о способности слышать голос Божий. Поскольку взгляды автора на определенные вопросы богословия вызывали у меня внутреннее противление, приходилось его преодолевать. Именно так Господь давал мне мудрость и учил находить точки соприкосновения с Его служителями – представителями других христианских направлений.

Благодаря этому автору я узнал, что ведение записей в молитвенном журнале успешно помогает нам понимать и контролировать свои эмоции. В качестве примера он приводил свою способность налаживать диалог с Иисусом.

Последующие несколько месяцев я усиленно изучал все материалы, которые только мог найти на тему молитвы. Я прочел около 25 книг и все места в Писании, где говорится о молитве, и экспериментировал с различными видами молитвы. В течение одного года Бог открыл мне несколько принципиально новых подходов к решению поставленной мною задачи, о которых я раньше никогда не слышал. Все эти ключевые принципы излагаются в Книге пророка Аввакума 2:1 – 2. В этом месте Писания Аввакум описывает действия, совершенные им для того, чтобы предстать пред Господом и услышать Его голос. Позвольте мне сейчас кратко изложить их вам. (Позже нескольких главах будет подробно рассмотрено каждое из этих ключевых качеств и дана рекомендация о том, как их развивать и применять в своей молитвенной жизни.)

«На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение…»
Авв. 2:1, 2 (выделено автором)

Совершенно очевиден тот факт, что Аввакум обладал способностью распознавать голос Господа в своем сердце. Неслучайно Аввакум говорит во втором стихе: «И отвечал мне Господь и сказал…» На протяжении всей своей книги Аввакум свидетельствует о том, что Бог разговаривает с ним. Следовательно, пророк знал, как звучит голос Божий.

Итак, первый ключевой принцип слышания голоса Божьего – изучить, как звучит голос Божий в глубине сердца.

Я пришел к выводу, что голос Божий звучит в сердце скорее как поток спонтанных мыслей, нежели отчетливо слышимый внутренний голос. Данной теме в книге отводится целая глава, в которой приводятся примеры из Писания и из повседневной жизни, а также обсуждается влияние данной истины на нашу жизнь.

Второй ключевой принцип мы находим во фразе Аввакума: «На стражу мою стал я». Пророк знал, как пойти в тихое место и усмирить мысли и эмоции, достигнув состояния умиротворения и ощутив самопроизвольный поток Божьего присутствия в глубине сердца. Далее на страницах книги будут представлены многочисленные примеры из Писания, где говорится о необходимости усмирения сердца и разума пред Богом для того, чтобы ощутить в себе активный поток Его Духа.

Третий ключевой принцип содержится во фразе Аввакума: «И, стоя на башне наблюдал…» Сначала я задавался вопросом, почему пророк изложил этот принцип именно так. Почему он не сказал: «Я прислушивался, чтоб услышать, что скажет Он мне»?

Мне кажется, что гораздо целесообразнее прислушиваться, чтобы услышать слово Господа, нежели «наблюдать, чтоб узнать», что будет сказано. К тому времени, как в моем сердце и разуме прозвучал ответ на этот вопрос, я получил от Бога совершенно новое откровение (во всяком случае для меня оно было таковым) о роли сна и видения в молитве.

До этого я никогда не задумывался о значении видения в молитвенной жизни и никогда не помышлял о том, чтобы представить пред Господом очи сердца с просьбой показать мне угодное Его воле. Начав поиск ответов на свои вопросы в Писании, я обнаружил, что сны и видения были неотъемлемой частью молитвенной жизни пророков. Далее, основываясь на ссылках из Писания, мы внимательно рассмотрим важную роль сна и видения в молитвенной жизни верующего человека.

И, наконец, четвертый ключевой принцип, заложенный во второй главе Книги пророка Аввакума, мы находим во втором стихе: «И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение…».

Какая замечательная идея! Ведь речь идет о записи диалога с Богом. Исследуя Книгу пророка Аввакума, я обнаружил, что она представляет собой историю человека, который вел записи своих молитв и ответов на них, полученных от Бога. Причем, к этому его призвал Господь. Мне никогда не доводилось слышать проповедь о важности ведения записей диалога с Богом. Мне также никогда не приходила в голову мысль о целесообразности ведения записей своих молитв и полученных от Бога ответов на них. Осознав всю важность подобного способа общения с Богом, я отвел ему особую роль в своей духовной жизни и впоследствии всегда упоминал его в беседах с окружающими как ведение записей в молитвенном журнале.

В поисках библейского основания для подобного способа общения с Господом я нашел в Писании не просто один или два стиха о ведении записей, а сотни глав, в которых описывается данный процесс. Множество примеров молитвенного общения с Господом приводится в Псалтыре, в книгах пророков и во многих стихах Откровения. Поразительно, что нередко Церковь тратит время и усилия на обсуждение доктрин, основанных лишь на нескольких стихах из Писания, а затем с большим опозданием обнаруживает доктрину, которой так долго пренебрегали. При этом со страниц нескольких сотен глав Писания звучат настойчивые повеления к неукоснительному выполнению данной незаслуженно забытой доктрины! Подобные явления наводят меня на мысль о том, что мы часто теряем равновесие в духовной жизни. Далее целая глава будет посвящена важности ведения молитвенного журнала и приведены ссылки из Писания, подтверждающие необходимость развития способности слышать голос Божий. Мы также рассмотрим, как применить эту способность на практике.

Меры предосторожности

Прежде чем отправиться дальше, обсудим определенные меры предосторожности, которые необходимо соблюдать, погружаясь в мир духовных переживаний.

Когда мы стремимся услышать голос Духа Всемогущего Бога, возникает опасность ошибочно принять за него голос сатаны или голос наших собственных сокровенных желаний. Подобная ошибка способна разрушить нашу жизнь. Желая предотвратить беду, Бог призывает нас соблюдать определенные меры предосторожности, которые приводятся в Писании.

Самая эффективная мера предосторожности, помогающая нам разобраться в своих духовных переживаниях, – это, конечно, Слово Божье. Хорошее знание Писания способно оградить нас от множества ошибок и душевных мук. В нашей Библейской школе мы требуем от студентов определенного уровня знания Библии в качестве предпосылки изучения курса под названием «Общение с Богом», в ходе которого рассматривается учение об установлении диалога с Богом. Перед тем, как начать преподавание данного курса в других церквах, я рекомендую потенциальным слушателям предварительно внимательно прочесть Новый Завет, а в ходе курса – читать Ветхий Завет. Такой подход вовсе не говорит о том, что Бог не обращается к новообращенным христианам, пока еще мало знакомым с Писанием. Конечно же, Он обращается и к ним тоже! Но, если они не будут сочетать молитву с усиленным изучением Слова и общением с духовным наставником, они рискуют попасть в духовную западню.

Существуют два основных пути, посредством которых Писание оказывает нам духовную поддержку и ограждает от совершения ошибок. Во-первых, каждое откровение должно быть сверено с Писанием, являющимся бесспорным Словом Божьим. Если данное откровение идет вразрез с буквой Слова или с Духом Божьим, его следует немедленно отвергнуть. В таких случаях недопустимо пускаться в долгие рассуждения, пытаясь исказить или умалить библейскую истину. Недопустимы также надуманные, личные толкования определенных неясных стихов. Слово Божье вечно и непоколебимо, а слово, обращенное к нам Богом, всегда будет полностью отвечать букве и духу Писания.

Мы должны не только сверять с Библией услышанный нами в глубине сердца голос Божий, но и размышлять над тем, насколько полученные нами откровения соответствуют Его Слову. Господь заповедовал Иисусу Навину постоянно размышлять над законом Божьим, тщательно храня и исполняя его в точности, чтобы обрести успех от Него. Наполнив разум и сердце Словом Божьим, мы позволяем Духу Святому послать нам точные библейские стихи, истории и принципы, относящиеся к сложившейся в нашей жизни ситуации. Самопроизвольный поток Писания озарит нас мудростью и проницательностью, гораздо большими, чем способен объять ограниченный человеческий разум, если, отбросив суету, мы будем уповать на Бога.

Вторая мера предосторожности, оберегающая нас от ошибок и духовного поражения, – это кроткий, способный к обучению дух. К сожалению, люди, утверждающие, что они слышат Господа, нередко высокомерны и кичатся собственной праведностью. Их отношение к окружающему миру можно выразить так: «Бог сказал мне это, значит всё так и есть». Но Бог противится гордым и дает благодать кротким. В конце концов, дух высокомерия введет подобных людей в заблуждение. Всякое откровение необходимо проверять на основании Писания. Бог не для того обращается к нам, чтобы мы манипулировали другими людьми с помощью откровений. Люди, получающие откровения свыше, должны иметь репутацию самых смиренных.

Мы – часть Тела Христова. Откровение Иисуса не обитает лишь в нас одних, оно проявляется во всей своей полноте тогда, когда мы собираемся вместе как единое Тело Христово. От всех нас требуется преданность Телу Христову, т.е. поместной церкви. Христианин, стремящийся к духовной зрелости и новым духовным переживаниям, должен согласовывать свои действия с духовным наставником-душепопечителем. В одиночестве мы обречены на провал в духовной жизни. Господь обязательно укажет верующему человеку, с кем установить отношения духовной подотчетности, если тот попросит Господа об этом. Духовная подотчетность  – надежная защита от козней лукавого. Неслучайно в Книге Притчей 11:14 сказано: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует». Далее на страницах книги мы подробно обсудим суть послушания и поговорим о том, как найти духовного наставника.

Помимо уже упомянутых, существуют и другие меры предосторожности. Бог дает человеку откровение только в тех областях, где он получил от Творца определенные полномочия и ответственность. Например, жена получает откровение, касающееся жизни семьи или работы вне дома. Муж получает в виде откровения мудрость о том, как правильно распоряжаться семейными делами в качестве главы семьи и эффективнее управлять своим бизнесом. Пастора озарит откровение о том, как должным образом руководить церковью, над которой его поставил Бог. Наряду с данными нам Богом полномочиями приходит и полученное от Бога откровение о том, как мудро осуществлять эти полномочия. Значит, следует ждать откровения только в тех областях жизни, за которые мы несем непосредственную ответственность перед Богом и людьми. Нам не следует потакать своим эгоистичным побуждениям и искать откровения в областях, находящихся за пределами наших полномочий. Не стремитесь услышать «слово от Господа», обращенное к президенту страны, лидерам мировой политики и даже своему работодателю или пастору, если вы не являетесь близким другом или душепопечителем этих людей. Откровение дается нам только в тех областях жизни, в которых Бог наделил нас определенной властью и ответственностью.
При этом мы должны быть уверены в том, что полученное свыше откровение способствует духовному росту и развитию способности любить ближних и делиться с ними благой вестью более совершенно. Заметив, что попытки установить диалог с Богом, начинают приобретать пагубный характер, немедленно оставьте их и обсудите происходящее с душепопечителем. Может быть, вас настораживает подобное предостережение и даже  побуждает оставить все попытки войти в духовный мир, дабы избежать возможных опасностей. Но в действительности остерегаться должны только люди, надеющиеся на свои собственные силы или живущие по принципу «только я и Иисус». Если же вы, искренне стремясь услышать голос Божий, прибегаете к вышеупомянутым мерам предосторожности, то уверенно сделаете выбор в пользу жизни в Духе Святом.

Прежде чем вы продолжите чтение книги, внимательно исследуйте свою жизнь и удостоверьтесь, что в ней задействованы меры предосторожности, о которых мы говорили. Если же нет, то временно отложите книгу в сторону и укрепите свои духовные позиции. А затем снова возьмитесь за книгу и продолжайте духовно возрастать.

Откровения, полученные мною от Бога, принесут большое благословение тем, кто праведно ходит пред Ним. Но они также способны ввергнуть неразумного человека в ловушку сатаны. Христианин, взявший на вооружение данные нам Богом меры предосторожности, не должен никогда бояться обольщения, но в то же время ему следует проявлять бдительность по отношению к противнику, который «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

Я посвятил год на развитие в себе способности слышать голос Божий. Мои усилия не были тщетны, наоборот, они принесли замечательные плоды. В конечном итоге я осознал, что необходимо усмирить свои мысли и эмоции, чтобы услышать самопроизвольный поток Божьих мыслей, и открыть сердце навстречу потоку снов и видений, ниспосланных Господом. И самое главное – ко мне пришло осознание необходимости ведения журнала для записи диалога со Всевышним Богом.

В первую очередь я удостоверился в наличии в своей жизни мер предосторожности, в хорошем знании Писания, а также в готовности подчинить внутренние откровения букве и духу Библии. В духовной жизни я был готов идти вперед в единстве с Телом Христовым, проявляя послушание пастырю, которого Бог поместил надо мной. Я был уверен в том, что всякое полученное мною откровение способствует духовному росту и развивает во мне способность любить и делиться благой вестью с ближними более совершенно.

Пройдя все эти этапы, я почувствовал, что готов отправиться в самое большое в своей жизни приключение.

продолжение